2004 год. Обращение Чрезвычайного собрания к научным коллективам России

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ СОБРАНИЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУЩИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН

29 сентября 2004 года

К научным коллективам, руководителям и Учёным советам
научных и образовательных организаций России

ОБРАЩЕНИЕ

Дорогие коллеги!

До каких пор мы будем позволять Министерству образования и науки  безнаказанно глумиться над российской наукой, над научным сообществом России?!

Вместо реализации принятых ранее стратегических планов модернизации научно-технической сферы России, направленных на вывод отечественной экономики на инновационный путь развития, вместо глубокой оценки уже сделанного и коррекции ошибок Министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, собирается в очередной раз свернуть на заезженную колею экономии государственных расходов за счет науки. Вместо чётко сформулированной и утверждённой Президентом России цели государственной политики в области развития науки и технологий – перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов – предлагается другой набор стратегических целей с явным намерением заболтать и увести в сторону.

Делается это накануне утверждения Государственной Думой федерального бюджета на 2005 год. Из проекта бюджета, представленного правительством в Парламент, очевиден провал всех предыдущих намерений органов стратегического планирования. Предложенное Правительством РФ для работников науки повышение в 2005 году оплаты труда значительно отстает от роста цен. 21 сентября Министерство финансов России выступило против индексации зарплаты в 2004 году, которую Государственная Дума в конце прошлого года признала необходимой. Недопустимо низко финансирование материально-технической базы научных исследований. Приостанавливается ряд федеральных научно-технических программ. Среди них такие актуальные, как «Развитие медицинской промышленности» и «Создание методов  защиты населения от особо опасных патогенов». Федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» на 2002 – 2006 годы», «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 – 2006 годы», обозначенные как один из важнейших механизмов реализации «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий», будут профинансированы на уровне 2004 года, значительно ниже утвержденных паспортами этих программ.

Что остается делать чиновникам от науки в этой критической ситуации? Как уйти от ответственности?

На этот раз, в отличие от всех прежних попыток,  делается существенный шаг вперед. Предлагается значительное сокращение числа государственных организаций путем их объединения, ликвидации и приватизации. Ставится задача сократить к 2006 году количество бюджетных учреждений в сфере науки  в два раза. С этой целью на первую половину 2005 года запланировано провести существенную корректировку значительного числа действующих законодательных норм и принятие новых нормативных актов, направленных на разгосударствление научных организаций, на  уточнение правового статуса Государственных научных центров, правового положения Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус.

Таким образом, суть «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года» и «Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки» фактически сводится к разгрому государственного сектора науки. Предлагаемая Стратегия не позволит достичь главной цели – перехода к инновационному пути развития страны. Из шести разделов Концепции пять разделов посвящено критериям и способам формирования спрессованного ядра «государственного сектора» науки, сокращения его в 4-5 раз, определяются практические механизмы разгосударствления  и приватизации научных организаций и принятия соответствующих решений, определяются основные направления минимизации государственного сектора науки и перспективный облик его остатков.

Радикальный характер названных намерений проявился и в том, что данные документы готовились под завесой «монетизации льгот» в тиши министерских кабинетов, готовились без какого-либо участия представителей научного сообщества.

Может быть, мы что-то не понимаем в реформаторских намерениях!?

Хорошо если бы так было, но самое отвратительное заключается в том, что предлагаемый путь был уже пройден в первой половине 90-х годов  отраслевыми научными организациями. То, что почти никто из них не только не вырос в солидную фирму, но и вообще не уцелел, почему-то не учитывается и не рассматривается авторами данной концепции. Этот факт свидетельствует не столько о некомпетентности разработчиков, сколько  об их недобрых намерениях и злом умысле. Тем более, что они уже полностью готовы представить свои опусы на утверждение Правительства России.

Научное сообщество России не питает особых иллюзий относительно возможности в сложившейся ситуации убеждениями и логикой остановить намеченную авантюру и направить преобразования в конструктивное русло.
Собрание считает, что представленные Минобрнауки России документы по реформированию науки неприемлемы, противоречат национальным интересам России и ведут к уничтожению отечественного научно-технического потенциала.

В связи с этим Чрезвычайное собрание считает необходимым:

  1. Потребовать от Президента России В.В.Путина отставки Министра   образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко, его заместителя Г.А.Свинаренко и других разработчиков названных документов.
  2. Просить Президиум РАН с участием Совета ректоров вузов РФ, других академий, имеющих государственный статус, Ассоциации ГНЦ РФ и руководителей организаций отраслевой науки подготовить альтернативный вариант стратегии и концепции реформирования российской науки.
  3. Выдвинуть требования к Правительству Российской Федерации:
    • отклонить документы, представленные Минобрнауки России;
    • наметить на 2005-2006 годы план реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, предусматривающий коррекцию допущенных в 2002-2004 годах негативных отклонений от цели и важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий, а также дальнейшие шаги к заявленной стратегической цели.
    • разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающего направление в 2005 году из Стабилизационного фонда 40 млрд. руб. на дополнительные меры по реализации указанного плана.
    • безотлагательно провести переговоры с представителями руководителей и профсоюзов организаций науки и образования по реализации предложений о преодолении кадрового кризиса в науке и высшем образовании, радикального изменения социального положения работников науки и образования.
  4. Просить научные коллективы, ученые советы и руководителей научных и образовательных учреждений направить свое мнение о предлагаемом реформировании науки и высшего образования в адрес Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию и поддержать требования Собрания.
  5. Обратиться к профсоюзам научной и образовательной сферы, общественным научным обществам и движениям, к политическим партиям с предложением объединить усилия по отстаиванию интересов работников науки и образования.
  6. Провести 20 октября 2004 года в поддержку выдвинутых требований Общероссийскую акции протеста. Определить центральным мероприятием общероссийской акции протеста - митинг в Москве у Дома Правительства Российской Федерации.

 

 

Председатель Чрезвычайного собрания В.Н.Соболев